Поиск по журналу
Москва и МО
Сделки с недвижимостью с участием иностранных граждан из недружественных стран, не требующие получения разрешения
Частный маклер
8 мая 2022
104 225
44
Сделки с недвижимостью с участием иностранных граждан из недружественных стран, не требующие получения разрешения

В соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 2022 г. N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами", на некоторые сделки не распространяется разрешительный порядок:

- сделки, влекущие возникновение права собственности на недвижимость у граждан из недружественных государств;

- сделки, направленные на отчуждение недвижимости у гражданами из недружественных государств, при условии использования спецсчета типа С;

- сделки, совершаемые в соответствии с требованиями от 30.12.2004 г. по ФЗ № 214-ФЗ, при условии, что участниками долевого строительства являются иностранные лица, связанные с недружественными государствами, или российские юр. лица, находящиеся под контролем таких иностранных лиц (+ сделки, влекущие возникновение права собственности на указанные помещения по № 214-ФЗ);

- безвозмездные сделки, влекущие возникновение права собственности на недвижимость, стороной которых являются граждане иностранных недружественных государств, в случае, если указанные сделки совершаются между супругами или близкими родственниками.



У участников сделки до этого момента возникали вопросы:

- Какие сделки с гражданами иностранных недружественных государств подразумеваются?

- Могу ли я, являясь иностранным гражданином, подарить жилье супруге без разрешения Правительственной комиссии?

- Росреестр приостанавливает/отказывает в регистрации по всем сделкам, совершаемым с гражданами иностранных недружественных государств?


Указ многое проясняет. Многие ждали уточнений и дождались.


Сразу вспоминается недавний кейс:

Супруг - гражданин иностранного недружественного государства, в собственности есть квартира, купленная до брака. Минимальный предельный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ пройден.

Супруга - гражданка РФ, резидент.

Задача: продать квартиру и получить на руки деньги


Было 3 варианта отчуждения недвижимости:


1) Продажа квартиры самим гражданином иностранного недружественного государства. 

+ Разрешение правительственной комиссии на продажу официально не требуется. Об этом они знали, но ситуация была неясной, регистраторы трактовали указы, письма по своему.

- Перечисление денег покупателем на спец счет, что было нежелательно.


2) Дарение квартиры супруге, с последующей продажей квартиры супругой.

+ На продажу квартиры супругой Разрешение правительственной комиссии не требуется.

- Супруге нужно было платить с продажи квартиры НДФЛ 13%, применив вычет 1000 000 р.

- Разрешение правительственной комиссии на дарение официально не требовалось. Но нигде не было написано черным по белому "Разрешение при безвозмездной сделке не требуется".


3) Определение права собственности на квартиру на имя супруги брачным договором, с последующей продажей квартиры супругой.

+ На продажу квартиры супругой Разрешение правительственной комиссии не требуется.

- Супруге нужно было бы платить с продажи квартиры НДФЛ 13%, применив вычет 1000 000 р.

- Нотариусы отказывались удостоверять брачный договор, ссылаясь на необходимость получения Разрешения правительственной комиссии.


Минусов в каждом варианте было достаточно.


Какое решение же казалось оптимальным? 

1) Подписать договор дарения между супругами в простой письменной форме (НДФЛ у одаряемого отсутствует, члены семьи).

2) Подать на регистрацию. 

3) Ждать регистрации. Если будет приостановка - довнести Разрешение.

4) Получить документы с регистрации.

5) Продать квартиру по ДКП (НДФЛ 13%, возможно применение вычета 1 000 000 р).

6) Подать декларацию в налоговую.


А Указ Президента лишь подтвердил, что мы на правильном пути. Коллеги, а как вы считаете? Проясняет ли ситуацию выведение некоторых сделок из-под разрешительного порядка?


Подписывайтесь на мой канал в профиле

Могут подойти
177 комментариев
Ксения
18 августа 2022, 15:12
Добрый день! Подскажите пожалуйста! Сделка с гражданином недружественной страны по генеральной доверенности. Открыть счёт типа с, открыли аккредитив (так как безналичным переводом у банка не получается перевести деньги на этот счёт). Договор купли-продажи между братом и сестрой (так как в генеральной доверенности слово дарение конкретно не прописано, пришлось заключать договор купли продажи). В договоре на покупку указали стоимость недвижимости 15 000,0 (кадастровая 600 000). Регистрирующий орган отказал из-за маленькой стоимости! Законно ли это? Расчеты между родственниками за недвижимость давно произведены, маленькая сумма в договоре , так как снять эти деньги практически невозможно продавцу). Нарушены ли права покупателя и продавца в этом случае, ведь определение стоимости недвижимости это личное дело сторон!? Спасибо
Ответить
832/50 000
0/50 000
18 августа 2022, 18:39
Почему-то мне кажется, что в письме Росреестра причина отказа в госрегистрации сформулирована как-то по-другому. Я не прав? Можете точно процитировать?
151/50 000
18 августа 2022, 20:36
Согласна с Владимиром, интересно увидеть сам текст отказа.
59/50 000
Ксения
19 августа 2022, 02:01
Росреестра ссылается на п. 13 ч.1 ст 26 Закона о регистрации. Рекомендуют представить документы, свидетельствующие о разумной цене сделки. Регистрация приостановлена.
166/50 000
19 августа 2022, 09:40
Понятно.
Конечно, регистратор не прав, потому что есть свобода договора. Но нужно понимать, что Росреестр делает сейчас приостановки практически всем подряд, кто связан с недружественными государствами, прицепляясь ко всему возможному.
Вам надо подготовить ответ на эту приостановку, в том числе про свободу договора и идти на личный приём к начальнику.
367/50 000
Ксения
19 августа 2022, 13:02
Спасибо большое за помощь!
26/50 000
19 августа 2022, 13:23
Надо сказать, что ситуация довольно спорная. Если бы одной из сторон не был бы гражданин недружественного государства, то я бы согласился с Антониной. Однако, полагаю, что регистратор посчитал такую сделку ничтожной в силу статьи 169 ГК РФ: "Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна". О нравственности тут разговор не идет, а вот насчет правопорядка - есть повод задуматься. Именно в связи с текущей политической ситуацией.
480/50 000
19 августа 2022, 14:03
Ну так не регистратор решает, сделка ничтожная или нет. Только суд. Нет основания для отказа в регистрации. По идее, по истечению срока приостановки, должны зарегистрировать. Но я не удивлюсь, если будет отказ.
Это моё мнение:)
232/50 000
ID: 92770008
30 июня 2022, 12:34
Подскажите, пожалуйста
Приостановка в Росреестре по сделке
Супруг иностранец, с видом на жительство
Резидент
В приостановке сказано, что счёт С в банке должен быть открыт Но это только для неризедентов🤷‍♀️А супрруг, резидент
Почему в Росреестре специалисты не понимают этих отличий? 🤦‍♀️Что делать? На личный приём не записали Мол, только на следующий год😂
Напишим обращение
Что ещё можно сделать?
Ответить
436/50 000
0/50 000
30 июня 2022, 12:56
А какой у него в егрн указан документ, удостоверяющий личность? ВНЖ?
68/50 000
30 июня 2022, 12:59
Ещё, можете использовать для обращения в РР официальную позицию МинФина по поводу резидентства: у них на сайте, в вкладке «деятельность по выдаче разрешений ( указ 95)» написано, что «Определение понятия резидент содержится в статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

А это означает, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами РФ считаются:
1. Граждане РФ независимо от того, где они находятся — в России или в другой стране.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства с видом на жительство в РФ.
3. Российские организации, а также их зарубежные филиалы и представительства.

Если нужно, скину ссылку, сюда нельзя, боюсь удалят
802/50 000
30 июня 2022, 13:07
Мы через нотариуса провели электронную сделку с собственником, у которого есть ВНЖ. Приостановок не было.

Забирайте документы с Росреестра и подавайте через нотариуса, электронно.
191/50 000
ID: 93482724
18 июля 2022, 23:42
А мне нотариусы отказали,хоть и Внж есть
40/50 000
19 июля 2022, 19:05
Нужно правильно преподносить информацию. Свяжитесь со мной.
59/50 000
ID: 72946232
11 марта 2023, 19:19
Подскажите пожалуйста, обязательна ли нотариальная сделка когда продавец гражданин другой, резидент РФ, имеет ВНЖ ?
115/50 000
ID: 77860495
19 июня 2022, 19:56
Алина, добрый день, чем закончился Ваш кейс? И какой вариант Вы бы посоветовали в похожем случае (муж резидент, но гражданин недружественного государства, супруга гражданка РФ, требуется продажа квартиры), если квартира приобретена в браке? спасибо
Ответить
248/50 000
0/50 000
30 июня 2022, 13:05
Добрый день. Позднее клиент предоставил дополнительную информацию: у него есть ВНЖ и квартира находится в общей совместной собственности у супругов. Мы провели электронную сделку у нотариуса, спецсчет С не использовали, так как он не требуется в этом случае. Предоставили на сделку согласие супруги на продажу. Никаких приостановок и отказов в регистрации не было.
364/50 000
Наталья Ясырева
7 июня 2022, 15:34
Ирина Яковенко, да обязательно нужно получать разрешение, это изначально понятно! Отслеживаю кейсы и вижу, что всё пока сыро на этом поприще(( то ли регламент не до конца проработан законотворцами, то ли намеренно тормозят его детальную проработку.... и мнения колле тоже противоречивые в связи с этим(( Но вопрос архиважный.
Ответить
325/50 000
0/50 000
Наталья Ясырева
26 мая 2022, 12:50
Зачем танцы с бубнами идя по пути дарения на супругу, если проще, быстрее и без налога по пути "Продажа квартиры самим гражданином иностранного недружественного государства"? Какие тут проблемы со спец.счетом "С"?
Ответить
214/50 000
0/50 000
26 мая 2022, 14:20
Вообще-то, проблемы есть. Как потом воспользоваться-то этими деньгами? В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 08.03.2022, с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства в целях осуществления:
- уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах;
- переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;
- переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;
- переводов на банковские счета типа «С»;
- переводов на специальные брокерские счета типа «С»;
- уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляемому обслуживание по счету;
- переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
- ошибочно зачисленные на банковский счет типа «С» денежные средства.

Порядок получения вышеупомянутого "разрешения", насколько мне известно, до сих пор не установлен (могу ошибаться).
1 189/50 000
Наталья Ясырева
27 мая 2022, 17:34
Владимир, благодарю) .
Вчера сама разбиралась с этим вопросом.... Кстати, упомянутое Вами Решение Совета директоров Банка России от 08 марта 2022г ОТМЕНЕНО аналогичным Решением Совета директоров Банка России об установлении режима счетов типа «С» от 18 марта 2022г. (см. п.3 в самом конце этого документа).
Но даже в новом, аналогичном Решении ЦБ изменения НЕ коснулись «случаев» о которым мы сейчас говорим (вернее, есть только добавление - добавили один случай, итого стало не 9 а 10)).
Читаем оригинал, обращая внимание на 3-й и 4-й «случаи». Они не изменились:
«п.1.1. Режим банковского счета типа «С»:
С банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства в целях осуществления:
….
- переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;
- переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;
….»
Т.е. вывести деньги со счета типа «С» можно! но имея на то особое некое Разрешение.
Порядок получения этого Разрешения мне никто не смог объяснить в банке. Ну, это как всегда в России с нововведениями)))
Буду признательна, если коллеги, прошедшие уже этот путь или находящиеся в процессе, поделятся информацией о порядке получения таковых Разрешений.
1 296/50 000
Ирина Яковенко
6 июня 2022, 19:40
Добрый вечер, Наталья удалось разобраться со счетом С? Чтобы перечислить дс в валюте иностранной надо разрешение получать?
122/50 000
ID: 48837959
26 мая 2022, 07:28
Можно ли в настоящее время каким то образом купить квартиру в недружественной стране?
Ответить
85/50 000
0/50 000
26 мая 2022, 14:31
Если законодательство этой страны позволяет, то да.
51/50 000
Татьяна Третьякова
27 мая 2022, 07:45
Здравствуйте.Только через счет С и разрешение правительственной комиссии?
73/50 000
27 мая 2022, 14:24
Татьяна, нет.
Законодательных ограничений в РФ на покупку российскими гражданами недвижимости за границей нет. Никаких спецсчетов и разрешений не требуется. Другой вопрос, что в законах выбранного Вами государства может быть запрет или какое-то спецрегулирование. Да и вывезти из России сумму, достаточную для приобретения более-менее сносной недвижимости, - задача нетривиальная.
385/50 000
ID: 7052397
26 декабря 2023, 21:42
Владимир, а сейчас, спустя полтора года такие ограничения появились?
68/50 000
Михаил Федоров
24 мая 2022, 15:14
Уважаемые специалисты, подскажите, пожалуйста, а как с обратной ситуацией? Долю гражданину недружественного государства можно подарить? Или это через комиссию?
Ответить
159/50 000
0/50 000
24 мая 2022, 17:12
Можно подарить. Без комиссии.
29/50 000
Мария
1 июня 2022, 15:16
Подскажите пожалуйста! Японец подарил квартиру, позади в госреестр, там отказали. Собрали все необходимые документы по перечню Минфина, отправили 1,5 месяца назад и ни ответа ничего. Тишина. Спросить не у кого. 04.05.2022 выходят пояснения к указу и в пункте «г» говорится , что разрешаются сделки , ведущие за собой возникновения любого вида собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию на основе закона об участии в долевом строительстве. Наш дом как раз построен и введён в эксплуатацию на основе долевого строительства. Но как-то расплывчато написано все в этом пункте «г». Пожалуйста, прочитайте кто-нибудь из специалистов, является ли это моим случаем? Хочется получить квартиру, но комиссия молчит, и сколько ждать не известно. По дарственным между НЕ РОДСТВЕННИКАМИ не сказано нигде ни слова… Заранее благодарю 🙏
874/50 000
1 июня 2022, 17:56
С одной стороны, подпункт "ж" подпункта 5 указа от 4 мая говорит, что дарение должно производиться только между супругами и близкими родственниками. Поэтому для Вашей сделки нужно получать разрешение комиссии.
С другой стороны, подпункт "г"... Вы правы, расплывчато... Если попытаться дословно разобрать этот пункт, то получается, что если объектом сделки является помещение в доме, построенном в соответствии с законом о долевке, то разрешительный порядок не применяется.
Короче, я тоже в затруднении. :(
515/50 000
Надежда Кочергина
10 мая 2022, 11:16
А коллеги считают, что супруга вполне может вычесть не 1 млн, а полностью расходы дарителя-супруга на приобретение
Ответить
114/50 000
0/50 000
10 мая 2022, 15:54
ID: 2723126, так считает закон )
32/50 000
13 мая 2022, 23:06
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 апреля 2016 г. N 03-04-05/18915: "В случае, если расходов, связанных с приобретением имущества налогоплательщиком понесено не было, оснований для применения подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса не имеется".

Также в нашем случае муж приобрел квартиру до вступления в брак.
365/50 000
17 мая 2022, 18:09
Ну, это ж письмо 2016 года. А сейчас действует такая норма (абзац 18 подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ):
"Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с пунктами 18 и 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи".
638/50 000
ID: 91080588
18 мая 2022, 22:41
Можно рассказать простым языком ,без № статей и пунктов.Т.е. договор дарения не надо регистрировать в комиссии?
112/50 000
18 мая 2022, 23:49
При дарении иностранным гражданином недружественного государства близкому родственнику или супругу (супруге) не требуется разрешения комиссии
141/50 000
30 декабря 2022, 18:05
А если договор дарение на 3 лицо то нужно Разрешение????
56/50 000
Сейчас обсуждают
Материнский капитал и признание сделки ничтожной
Добрый день. Возможно ли оспорить сделку совершенную за счет маткапитала на покупку 1/24 доли дома за всю сумму маткапитала(600000 р) при общей рыночной стоимости дома (делали независимую оценку) 255000рублей. Вообщем люди просто вывели деньги из маткапитала купив 1/24 доли у своей бабушки за 600000, при стоимости всего дома официально 255000. Возможно ли , может быть через прокуратуру или суд обнулить эту сделку?
39
14
Как снять квартиру от собственника
Поздно конечно пишу, новот я не против сдавать не гражданам рф при наличии у них нормальных документов (но предпочту гражданину рф, хотя бы с кем буду подписывать договор), но с ними больше сложностей, регистрация в миграционной службе необходима, по хорошему надо бы договор на двух языках да с заверенным переводом, что бы если что в суде наниматель не сказал что он не понимал что подписывал, думал там другое написано.ну и да опасения что будет жить большее количетсво людей чем те кому сдаешь тоже имеется и порой не безосновательно, но тут я еще скажу что все люди разные и не надо всех под одну гребенку, могут быть и хорошими конечнострахи конечно не безосновательны, но страх это не значит что так и будета вот то что сдать иностранцу и надо знать больше тонкостей и по документам тоже (миграционная карта, или вид на жительство, виза, сроки) - это объективно
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости